Комплексная строительно-техническая экспертиза в Украине

Выдача экспертных заключений на проекты строительства

UA RU

Новые правила в строительстве объектов по классам последствий представила ГАСИ

Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ) разъяснила новые правила в строительстве объектов по классам последствий, схематически представив основные нововведения Закона Украины №1817-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования градостроительной деятельности».

Данный закон содержит четкие, но сложные для восприятия и достаточно громоздкие юридические конструкции. Поэтому представители ГАСИ выделили основные моменты и представили главные новации в виде презентации с рисунками и схемами.

Главная цель Закона 1817

  1. Переход от категорий сложности объектов строительства к классам последствий (ответственности)
  2. Переход от трехстадийной разрешительной системы (уведомление, декларация, разрешение) к двухстадийного (уведомление, разрешение)
  3. Повышение ответственности как субъектов градостроительства так и должностных лиц органов госархстройконтроля

от категорий сложности объектов строительства к классам последствий

 

Определение классов последствий (ответственности)

На уровне Закона определено

  1. Объекты, которые не могут быть отнесены к незначительному СС1 классу последствий (ответственности)
  2. Объекты, которые обязательно относятся к значительному классу последствий ССЗ (ответственности)
  3. Класс последствий определяется для каждого объекта - здания, строения, сооружения любого назначения, их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе, входящих в состав комплекса (строения).

Определение классов последствий (ответственности)

 

Штрафы в сфере градостроительной деятельности

  1. До 10.06.2017 ЗУ «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» Выполнение строительных работ без регистрации декларации о начале выполнения таких работ, а также наведение недостоверных данных в указанной декларации на объектах 111 категории сложности - в размере девяноста прожиточных минимумов для трудоспособных лиц
  2. После 10.06.2017 ЗУ «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» Выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение на объектах, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2), - в размере трехсот семидесяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц

штрафы в сфере градостроительной деятельности

 

Ответственность должностных лиц Госархстройинспекции

  • Дисциплинарная. Ст. 66 ЗУ «О государственной службе»
    • 1) замечание;
    • 2) выговор;
    • 3) предупреждение о неполном служебном соответствии;
    • 4) освобождение от должности государственной службы
  • Административная Ст.166-10 КУоАП (Нарушение требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера)
    • штраф от тридцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан
  • Уголовное
    • Статья 364 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением)
    • Статья 367 УК Украины (служебная халатность)

Ответственность должностных лиц Госархстройинспекции

 

Ответственность должностных лиц органов ГАСК

  • Дисциплинарная. В 147 К3пП (Взыскание за нарушение трудовой дисциплины)
    • выговор;
    • увольнение.
    • Подп. 3, 4 ч. 12 ст. 41 3В «О регулировании градостроительной деятельности»
  • Административная. Ч. 4 Ст 96-1 КУоАП (ГАСК)
    • Нарушение требований закона и сроков выдачи разрешения, регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации и выдачи сертификата ... От пятисот до шестисот необлагаемых минимумов доходов граждан
  • Уголовное
    • Cт 364 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением)
    • Статья 367 УК Украины (служебная халатность)

Ответственность должностных лиц органов ГАСК

 

Периодичность проведения плановых проверок

Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень) риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере градостроительства, и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органами ГАСК» от 7 июня 2017 № 399

  • ВЫСОКИЙ
    • относятся субъекты, осуществляющие деятельность на объекте, отнесенном к значительному классу последствий (ответственности) - ССЗ. ➤ Проверка не чаще одного раза в два года
  • СРЕДНИЙ
    • относятся субъекты, осуществляющие деятельность на объекте, отнесенном к среднему классу последствий (ответственности) - СС2. ➤ не чаще одного раза в три года
  • НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
    • относятся субъекты, осуществляющие деятельность на объекте, отнесенном к незначительному классу последствий (ответственности) - СС1. ➤ не чаще одного раза в пять лет

Периодичность проведения плановых проверок устанавливается на конкретных объектах, хозяйственная деятельность на которых может осуществляться одним или разными субъектами хозяйствования

Периодичность проведения плановых проверок ГАСК

 

Перечень строительных работ, не требующих документов

  • Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Перечня строительных работ, не требующих документов, дающих право на их выполнение, и по истечении которых объект не подлежит принятию в эксплуатацию» от 7 июня 2017 № 406
  • Касается технически несложных объектов, отдельных работ на объектах, сданных в эксплуатацию, частного сектора, или по общественной необходимости или неотложности и т.д.
  • Перечень не распространяется на объекты, отнесенные к памятникам культурного наследия. Выполнение строительных работ должно осуществляться с соблюдением требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил

Перечень строительных работ, не требующих документов

 

Новые основания для аннулирования разрешения на строительство

Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 № 466 от 7 июня 2017 № 404

  • объекты, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными (СС1) и которые строятся на основании строительного паспорта ➤ Уведомление о начале выполнения строительных работ
  • объекты, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) ➤ Разрешение на выполнение строительных работ

Предусмотрена норма о возможности подачи через электронную систему осуществления декларативных и разрешительных процедур в строительстве

Новые основания для аннулирования разрешения: - отмена градостроительных условий и ограничений - систематическое (два и более раз подряд) препятствование проведению проверки должностными лицами органа государственного архитектурно-строительного контроля

Новые основания для аннулирования разрешения на строительство

 

Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление КМУ от 13 апреля 2011 № 461» от 7 июня 2017 № 409

  • Объекты, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными (СС1) и которые строятся на основании строительного паспорта ➤ Декларация о готовности ➤ Подается один экземпляр декларации
  • Объекты, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) ➤ Сертификат ➤ Заявление и акт готовности

Предусмотрена норма о возможности подачи заявления на получение сертификата через электронную систему осуществления декларативных и разрешительных процедур в строительстве

О внесении изменений в постановление КМУ от 13 апреля 2011 № 461

 

Устранение нарушений, выявленных при осуществлении контроля

Информация о сроках на устранение нарушений, выявленных при осуществлении мероприятий государственного архитектурно-строительного контроля

  • До вступления в силу изменений ➤ Инспектор по своему усмотрению устанавливает срок на устранение нарушения
  • После вступления в силу изменений ➤ Срок на устранение нарушения устанавливается согласно Приложению к Порядку осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного ПКМУ от 23.05.2011 № 553

Устранение нарушений, выявленных при осуществлении контроля

 

Проведение государственного надзора (контроля)

Содержание раздела «Перечень вопросов по проведению мероприятия государственного надзора (контроля)» унифицированного акта проверки

  • Право на выполнение подготовительных и строительных работ
  • Разработка проектной документации
  • Экспертиза проектов строительства
  • Организация строительства
  • Процесс строительства
  • Другие вопросы

Проведение государственного надзора (контроля)

 

Разграничение полномочий госархстройконтроля и надзора

  • Структурные подразделения исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов (с численностью населения до 50 тыс.) ➤ СС1 на территории соответствующих населенных пунктов
  • Структурные подразделения исполнительных органов городских советов (с численностью населения более 50 тыс.) ➤ СС1 и СС2 на территории соответствующих населенных пунктов
  • Структурные подразделения Киевской и Севастопольской городских государственных администраций ➤ СС1 и СС2 в пределах городов Киева и Севастополя
  • Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно и надзора ➤ СС1, СС2, СС3 за пределами населенных пунктов и на территориях нескольких административно - территориальных единиц. В случае образования структурных подразделений на местах, полномочия осуществляются ГАСК.

Разграничение полномочий госархстройконтроля и надзора

Использованы материали с сайта www.dabi.gov.ua

 

 

Важная информация

Законодательные изменения предусматривают обязательную экспертизу проектов

обязательная экспертиза проектов

Закон № 1817-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности» вступил в силу 10 июня 2017. Он имеет многовекторное действие и направлен, прежде всего, на смену существующей системы разрешений в строительстве. Отныне строительная отрасль будет работать по новым правилам и нормам. Закон предусматривает обязательную экспертизу проектов строительства

подробнее

12.06.2017

Советы специалистов

Как выбрать экспертную компанию для экспертизы проектов строительства в Украине

Как выбрать надежную экспертную компанию

Выбор экспертной организации - очень сложный и важный процесс. Ознакомьтесь с советами, которые могут вам помочь в выборе подрядчика. Во-первых, убедитесь, что выбранная вами компания находится в списке экспертных организаций, имеющих право на осуществление комплексной экспертизы проектов строительства, который размещен на сайте Минрегионстроя. Правильный выбор также предполагает учет других важных факторов: время присутствия компании на рынке, достаточная численность специалистов в штате, портфолио выполненных работ, ценовая политика фирмы, текущая загрузка, сроки выполнения заказа и профессионализм руководителя и экспертов компании

подробнее

30.06.2017